develer.ru

Упражнения в бассейне для детей

Комплекс упражнений в воде для обучения плаванию детей дошкольного возраста

Цель: приучить детей передвигаться друг за другом, без страха воды.

Дети в воде, встают друг за другом вдоль бортика.

По команде «Лодочки», поплыли!» дети передвигаются друг за другом, разгребая воду руками, как веслами. «Лодочки» двигаются сначала медленно, потом быстро.

Цель: совершенствовать умение делать выдох в воду.

Дети строятся по парам, друг напротив друга, берутся за руки.

Поочередно приседая, дети погружаются в воду с головой, совершая выдох в воду. Каждый делает 3-4 выдоха в воду.

Цель: развивать умение скольжения с опущенной головой в воду.

Принять упор лежа. Слегка оттолкнуться вверх, проводя руки назад до бедер, пытаться скользить вперед, с опущенной головой в воду.

Цель: научить детей погружаться в воду с головой, задерживая дыхание.

Пара детей стоят друг напротив друга, держаться за руки, остальные перед ними поочередно проныривают под мостом. Затем, когда все дети пронырнули, первые два ребенка, выполнившие упражнение образуют мост и упражнение повторяется.

Цель: развивать умение задерживать дыхание под водой.

Присев, руками обхватить голени, подбородок держать на поверхности воды. Сделав глубокий вдох, задержать дыхание, погрузить под воду – коробочку закрыли.

Упражнение «Катание на досках».

Цель: побороть страх воды, свободно плавать на простом плавательном средстве.

Произвольно принять лежачее положение на доске и прокатиться на ней, как на лодочке, гребя при этом руками как веслами.

Упражнение «Дровосек в воде».

Цель: уметь погружаться в воду, задерживая дыхание.

Дети принимают исходное положение – ноги врозь, руки вверху соединить вместе. Сделать наклоны вперед, задерживая дыхание, опустить руки и голову в воду, через 2-3 секунды выдохнуть в воду и принять исходное положение.

Цель: развить умение произвольно изменять амплитуду и темп движений ног; согласовывать движения рук и ног.

Дети образуют круг на расстоянии вытянутых рук, затем принимают исходное положение «упор сзади, лежа на спине, ногами внутрь круга». По команде инструктора дети попеременно двигают ногами, как при плавании кролем на спине. Меняются темп и размах движений ног. По команде инструктора «Большой фонтан» движения выполняются быстро и наибольшей амплитудой. По команде «Средний фонтан» движения замедляются. По команде «Малый фонтан» – выполняются мелкие и частые движения ногами, образуют пену.

Упражнение «Покажи пятки».

Цель: упражнять умение погружаться под воду, задерживая дыхание.

По команде инструктора дети, сделав глубокий вдох, нырнув, пытаются достать свои пятки.

Цель: развить навык детей погружаться в воду с головой несколько раз подряд.

Дети в парах берутся за руки, стоят друг напротив друга. Поочередно приседая, погружаются в воду с головой. Каждый делает погружение 4-5 раз.

Цель: совершенствовать умение делать выдох в воду.

Дети в парах берутся за руки, друг напротив друга. Поочередно приседают, погружаясь в воду с головой, делают выдох в воду. Каждый делает 3-4 выдоха в воду.

Цель: развивать умение оставаться под водой с открытыми глазами.

Сделать глубокий вдох, задержать дыхание и погрузить под воду с открытыми глазами. Сильно согнув ноги, обхватить руками голени и подтянуть колени к груди, голову наклонить как можно ближе к коленям. В таком положении «поплавком» всплыть на поверхность воды. Плавать, не меняя положения. Посчитать до 8. Затем встать на дно.

Цель: свободно лежать на воде.

Сделав глубокий вдох, задержав дыхание и, наклонившись вперед, свободно лечь на воду. Тело вначале немного погружается, затем всплывает. Лежать в воде без движений.

Цель: развивать умение владеть своими движениями в воде.

В скольжении делать повороты с груди на спину и наоборот.

Цель: научить выполнять волнообразные движения при скольжении по воде.

Дети в исходном положении для скольжения, делают вдох, ложатся на воду и плывут, делая волнообразные движения телом.

Цель: свободно передвигаться по воде.

Дети ходят по дну бассейна, при этом высоко поднимают ноги, чтобы ступня оказывалась над поверхностью воды. Ходить по дну, перешагивая поверхность воды.

Упражнение «Морской конек».

Цель: совершенствовать движения, совершаемые под водой, упражнять в погружении под воду.

Задержав дыхание, дети погружаются под воду, делают прогиб назад и руками захватывают голени ног. Задача – как можно дольше продержаться в этом положении.

Упражнение «Морская звезда».

Цель: развивать навыки задержки дыхания, лежать на воде, выпрямлять руки и ноги во время выполнения упражнения.

Дети выполняют «Медузу», затем подтягивают руки и ноги к поверхности воды и выпрямляют их, потом лежат на воде с задержкой дыхания.

Цель: освоить безопорное положение в воде; развивать навыки ориентировки в воде.

Во время скольжения дети «ввинчиваются» в воду, безостановочно переворачиваясь вокруг оси своего тела – на один бок, спину, другой бок, грудь и так далее. При этом нужно стараться продвинуться вперед как можно дальше. Побеждает тот, кто проплывет в скольжении дальше всех.

12 упражнений в воде, которые помогут ребенку справиться со страхами

Страхи и неуверенность в себе — это постоянное напряжение. А, как известно, в здоровом теле — здоровый дух! Если ребенок умеет и расслабляться, и держать себя в тонусе, он с легкостью обретет уверенность в себе. И именно вода способна оказывать сильное положительное влияние на чувства человека.

Оксана Игоревна Чернуха , семейный психолог, детский психоаналитик, сотрудник центра профессиональной психологии «Верт», мама четверых детей

Вода — родная стихия для человека. Развитие ребенка происходит в утробе матери именно в этой среде, поэтому купание и пребывание в ней приносит положительные эмоции. Плавание в бассейне полезно как для психического, так и для эмоционального состояния человека: нормализуется нервная система, появляется ощущение спокойствия и гармонии, улучшаются сон и аппетит.

Занятия в воде используются как психотерапевтическая методика для снятия напряжения, избавления от стресса и психологических травм. Научившись правильно дышать и управлять своим телом в воде, маленькие пловцы не только снимают напряжение и избавляются от фобий, но и становятся эмоционально устойчивыми.

У регулярно плавающих детей легче проходит процесс обучения, общения со взрослыми и сверстниками, развиваются такие качества, как дисциплинированность, настойчивость, смелость, решительность, укрепляется сила воли.

Мария Иванова , тренер водных программ фитнес-клуба X-Fit Фьюжн

Дыхание под водой: обретаем комфорт

Чтобы ребенок комфортно ощущал себя в воде, первое, что нужно сделать, — это научить правильному дыханию и его задержке. Именно дыхание является ключевым моментом в расслаблении тела. Это можно сделать с помощью простого упражнения «Пузырики»: делаем глубокий вдох ртом, погружаемся под воду и выдыхаем воздух носом, повторяем 5-10 раз. Это упражнение, во-первых, способствует правильному дыханию в воде, во-вторых, дает ребенку почувствовать вес своего тела в воде, в-третьих, имеет развлекательный характер.

Прыжки в воду: раскрепощаемся

Позвольте ребенку попрыгать в воде, причем разными способами. Это отлично раскрепостит его и подарит массу позитивных эмоций. Дети забывают все свои комплексы, неуверенность и страхи. Во время прыжков в воду приходит азарт и интерес, а еще развивается координация.

Отлично подойдут следующие упражнения-прыжки:

«Солдатик». Стоим лицом к бассейну на краю бортика, руки держим вдоль туловища. Прыгаем в воду в ровном вертикальном положении так, чтобы не было брызг. Не получается? Пробуем еще и еще, а первые правильные прыжки принесут с собой веру в собственные силы.

Читать еще:  Польза персиков при беременности

«Бомбочка». А это упражнение наделает много веселого шума! Стоим лицом к бассейну на краю бортика, руки держим вдоль туловища. А теперь прыгаем в воду в положении группировки: колени прижаты к груди и обхвачены руками. Задача прыжка — «взорвать» воду.

«Вертолет». Предложите ребенку почувствовать себя водным вертолетом! Для этого занимаем позицию: стоим лицом к бассейну на краю бортика, руки вытягиваем в стороны. Прыгаем в воду с вращением туловища (от 180˚ до 360˚). Задача прыжка — «закрутить» свое тело.

«Рыбка». Становимся лицом к бассейну на краю бортика. Ноги расставляем на ширине плеч и чуть сгибаем в коленях, а руки вытягиваем вверх. Затем наклоняемся вперед так, чтобы руки и голова были максимально выдвинуты вперед. И смело прыгаем в воду вниз головой с вытянутыми руками.

Важно: все прыжки выполняются на «глубокой» воде.

Лежание на воде: расслабляемся

Сложно быть уверенным в себе, если тело привыкло находиться в зажатом состоянии. Самые лучшие детские упражнение для расслабления и снятия мышечного тонуса — это «поплавок» и «звездочка» с вариантами выполнения на груди и на спине. Делаются они на задержке дыхания. И что самое приятное, эти упражнения отлично подойдут детям, которые пока боятся воды, так как их можно выполнять не только на «глубокой», но и на «мелкой» воде.

«Поплавок». Делаем глубокий вдох, задерживаем дыхание и ложимся на воду в следующей позе: колени прижаты к груди, руки обхватывают колени, голова наклонена к коленям. Опускаем голову под воду.

Задача упражнения : как можно дольше пролежать на воде в таком положении, при этом спина ребенка должна всегда быть видна на поверхности воды, а тело должно быть максимально расслабленным.

«Звездочка». Вдыхаем побольше воздуха и задерживаем его в легких, после чего ложимся на воду в горизонтальном положении на грудь или на спину (кому как больше нравится). Опускает голову в воду лицом или затылком (в зависимости от положения) и не дышим. Ноги и руки вытянуты в стороны — поза морской звезды.

Задача упражнения: как можно дольше пролежать на воде в таком положении, при этом удерживая у поверхности руки и ноги для полного расслабления.

В этих упражнениях главная цель — расслабить тело максимально, чтобы вода сама держала ребенка. Если маленький пловец сумел освоить эту технику, можно считать, что он «подружился» с водой.

Важно: в обоих упражнениях правильное выполнение не предполагает касания дна, даже если оно выполняется на «мелкой» воде.

Ныряние: учимся смелости

Чтобы побороть страхи и развивать упорство, лучше всего нырять — за предметами, на время или на расстояние (чем дольше и дальше, тем лучше).

В нырянии проявляется вся выталкивающая сила воды, и ребенок должен проявить целеустремленность, опускаясь на дно. Для этого необходимо нырять на задержке дыхания, постепенно выпуская воздух из легких, чтобы быстрее и легче дать телу опуститься на дно.

Плавание на спине: гордая осанка и уверенность в себе

Сейчас очень много сутулых детей. Это связано со слабостью мышц. И, конечно же, с имеющимися у ребенка комплексами: высокий рост, сложный период полового созревания у девочек, зажатость, стеснительность и так далее.

Здесь лучше всего поможет плавание на спине:

«Стрелочка». Ложимся на спину, ровные руки помещаем за голову, тело максимально вытягиваем, чтобы получилась своеобразная «стрелочка». Работаем только ногами для продвижения тела вперед. Во время плавания на спине с вытянутыми руками позвоночник вытягивается и принимает правильное положение: здесь невозможно сутулиться, так как при округлении спины тело начнет уходить под воду;

Плавание на спине с попеременной работой рук. Все как и в предыдущем упражнении, но в работу включаются руки — один гребок правой, один левой. Но можно работать и только какой-то одной рукой в зависимости от того, как искривлен позвоночник (подскажет специалист);

Плавание на спине с одновременной работой рук. А в этом упражнении обе руки должны совершать синхронные движения, благодаря чему идет симметричная работа мышц спины и рук. Если исключить из упражнения движения ногами, нагрузка на мышцы рук и спины увеличится.

Плавание с ластами: будь решительным!

Для большей уверенности в воде хорошо использовать ласты. Они увеличивают скорость движения, что помогает ребенку почувствовать свою силу и увеличить физические возможности. А еще ласты вносят разнообразие в обычное плавание — плавать в них намного интереснее и динамичнее!

При этом можно дополнительно развивать навыки плавания кролем и дельфином, что очень хорошо влияет на подвижность поясничного и грудного отделов позвоночника и включает в работу мышцы ног.

Картотека игр и игровых упражнений для занятий в плавательном бассейне
картотека по физкультуре (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

При планировании образовательной деятельности с дошкольниками в плавательном бассейне я использую картотеку с играми и игровыми упражнениями, стихами. Это значительно упрощает процесс планирования и экономит время. Все игры взяты из книги для воспитателей детского сада и родителей “Обучение плаванию в детском саду”. Авторы: Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Т.Л.Богина

Скачать:

Вложение Размер
igry_vyrabatyvayushchie_i_zakreplyayushchie_plavatelnye_dvizheniya.docx 126.78 КБ
igry_obuchayushchie_dyhaniyu.docx 119.17 КБ
igry_sposobstvuyushchie_vyrabotke_navyka_lezhaniya_na_vode.ya_.docx 119.01 КБ
kartoteka_igry_po_oznakomleniyu_so_svoystvami_vody.docx 123.09 КБ
kartoteka_igry_sposobstvuyushchie_navyku_skolzheniya.docx 120.21 КБ
kartoteka_igry_obuchayushchie_pogruzheniyu_i_vsplytiyu-_kopiya.docx 130.51 КБ
kartoteka_priemy_samomassazha.docx 122.7 КБ
kartoteka_relaksatsionnye_uprazhneniya.docx 124.21 КБ
kartoteka_fizminutok.docx 36.31 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 14 «УМКА»

Игры вырабатывающие и закрепляющие

Инструктор ФК (плавание)

1. “Гонка катеров”

Участники делятся на 2-4 команды, в руках все дети держат пенопластовые доски.

Первые номера, держась за доски, работая ногами, плывут к своим ориентирам и обратно. Затем доску принимают вторые номера и т.д.

Правила: держать доску надо за ближний к себе край так, чтобы большой палец держал доску снизу, а остальные четыре пальца – сверху. Руки должны быть на ширине плеч. Побеждает команда, раньше других закончившая игру. Команды должны быть уравновешены по силам. Перед занятием на воде надо повторить движения ног в плавании в спортивном зале:

Варианты: для усложнения можно использовать сочетание работы ног с дыханием. Если при плавании кролем на груди две руки держат доску, то вдох делается вперед. Вдох надо делать очень быстро, руки при этом не сгибаются, а плечи не поднимаются, движение совершает только шея, которая поднимает голову над поверхностью воды. Вдох надо делать на один счет, а выдох на 4-6 счетов; также выдох можно делать на протяжении 6-10 движений ног. Это приучает детей к правильному соотношению времени на воду, голову опустить в воду и выполнить определенное количество движений руками кролем или брассом в сочетании с дыханием или без. В брассе вдох выполняется вперед, а в кроле – в сторону.

Дети стоят на дне, держась руками за борт бассейна (за лесенку или за сливной канал чуть ниже борта).

По сигналу руководителя дети поднимают ноги к поверхности воды и начинают выполнять ими плавательные движения кролем в различном темпе, для чего руководитель дает команды: “больше брызг!”, “меньше брызг”, “без брызг”. Ноги должны работать почти прямые, носочки ног оттянуты, пятки немного разведены, а большие пальцы ног рядом друг с другом. Если выполняются движения ногами на спине – колени высовываться на поверхность воды не должны, в то время, как стопы работают под самой поверхностью воды и иногда даже пальцы ног могут появиться над водой.

Правила; нельзя прекращать движения без команды, вытирать лицо, закрывать глаза. Начинать упражнение рекомендуется с положения на спине, т.к. дети смогут видеть свой фонтан. Продолжительность игры полторы-две минуты. Рекомендуется следить за техникой выполняемых движений и вносить своевременные исправления.

Играющие плывут кролем на груди, при помощи ног, руки вытянуты вперед.

По сигналу (свисток), играющие должны развести руки в стороны-вниз, сгруппироваться, сделать кувырок вперед, выйти на поверхность воды и продолжать плавание в прежнем направлении.

Правила: глаза в воде не закрывать, соседей не толкать.

Дети сидят на борту бассейна (если борта не подогреваются, то сидеть надо на пенопластовой доске).

Ноги надо опустить в воду и делать движения расслабленными стопами вверх-вниз, поднимая брызги (как от мотора катера). Надо следить, чтобы дети оттягивали носочки и работали почти прямыми ногами, стопы должны быть развернуты немного вовнутрь – большие пальцы ног почти соприкасаются, а пятки на расстоянии 5-10см друг от друга. У лучшего “мотора” должно быть не только много брызг, но и правильное положение “лопастей” (ног).

По команде, играющие отталкиваются от борта бассейна и после непродолжительного скольжения на груди или на спине, делают попеременные движения руками (как мельница), стараясь доплыть до определенной отметки. Побеждает тот, кто раньше других преодолеет заданное расстояние.

Правила: при движениях руками ноги должны быть выпрямлены, но не напряжены. При плавании на спине дыхание произвольное. Плавание на груди выполняется с задержкой дыхания. Предварительно, в зале, выполнить гимнастические упражнения имитирующие плавательные движения рук. Необходимо следить за техникой движений, выполняемых детьми. Если детей обучает плаванию не специалист, то предварительно надо обязательно изучить технику плавания различными способами.

Игроки находятся на глубокой части бассейна рядом с бортом.

Играющие находятся в воде в вертикальном положении, поддерживая себя на поверхности с помощью круговых гребков рук по поверхности воды (ладошки направлены вниз и опираются на воду)и работы ног брассом. По команде играющие поднимают кисти над поверхностью воды, продолжая движения ногами брассом. Выигрывает тот, кто дольше продержится на воде с поднятыми кистями, работая ногами брассом. Когда игрок устанет он может или принять горизонтальное положение в воде или взяться руками за борт бассейна, который должен быть рядом.

Варианты: ногами можно работать одновременно или поочередно

Играющий принимает положение на груди, ноги работают кролем, руки вращаются под грудью, подражая круговому движению лопастей колесного парохода.

Упражнение можно выполнять на перегонки, а можно на выявление самого “техничного парохода”, т.е. такого, который будет правильно работать и руками и ногами.

Игроки ложатся животом на пенопластовые доски.

По команде дети плывут любым способом (удобнее всего ноги – кролем, а руки брассом или кролем) наперегонки на определенное расстояние, стараясь удержаться на доске.

Правила: если игра проводится как эстафета при падении с доски игрок обязан сразу лечь на нее обратно. Выигрывает та команда, которая быстрее проплывет нужную дистанцию.

9. “Хрустальные шары”

Дети стоят на дне у борта бассейна. На расстоянии двух метров от них на воде находятся плавающие предметы (мячи, игрушки, пенопластовые доски и др.) – это “хрустальные шары”

Оттолкнувшись от борта, ребёнок скользит под водой, выполняя движения ногами кролем. “Хрустальный шар” не разобьется, если играющий проплыл под ним, на задев его.

Правила: глаза в воде должны быть открытыми. Ребёнок, разбивший шар получает штрафное очко. Выигрывают те, кто набрал наименьшее количество штрафных очков.

Участники разбиваются на пары, второй участник берет первого за щиколотки (оба ребёнка лежат на воде).

По команде “гусеницы” отправляются в путь. Первый игрок работает руками, а второй ногами. Способ плавания может быть любой, например: оба игрока плывут одним стилем (лучше всего плыть кролем на спине или животе, так как при движении ногами брассом движения получаются рывковые и пары могут распадаться)

Правила: нельзя отпускать ноги первого игрока, игрок, работающий руками должен держать ноги вместе и не делать ими никаких движений. Держать ноги партнера можно только за голеностопные суставы, а не за пальцы или пятки. Выигрывает пара первой дошедшей до оговоренного места и не совершившая нарушений правил.

11. “Борьба за мяч”

Игроки находятся на глубокой части бассейна. Площадь игрового поля небольшая и огорожена натянутыми дорожками (веревочными канатами с пластмассовыми кольцами) чтобы уставший игрок мог отдохнуть взявшись за борт или за дорожку.

Играющие делятся на две команды; одевают шапочки разного цвета.

Руководитель бросает мяч на середину бассейна. Игроки каждой команды стараются завладеть мячом. Игроки, захватившие мяч, перебрасываются им между собой. Другая команда старается перехватить мяч.

Правила: нельзя вырывать мяч из рук противника, топить и хватать друг друга. Руководитель должен уравновесить силы команд, так как при явном преимуществе одной из них, интерес к игре быстро ослабеет.

Варианты: руководитель может задать любой способ передвижения в воде.

12. “Соревнования с яйцом”

Играющие становятся в ряд на расстоянии двух-трех метров друг от друга. На расстоянии одного метра перед собой кладут яйцо, содержимое из которого предварительно удалено, отверстие заделано замазкой (вместо яйца можно использовать шар для настольного тенниса).

По сигналу соревнующиеся плывут к финишной линии, гоня впереди себя яйцо и не задевая его руками (разрешается дуть, гнать волной и т.д.). Выигрывает тот, кто первый доплывет до финиша.

Варианты: можно выполнять в качестве эстафеты.

Игровые занятия в бассейне для детей младшей группы ДОУ

Специальные занятия на воде направлены на формирование у воспитанников 3—4 лет базовых двигательных умений в передвижении, дыхании, погружении, лежании, скольжении в воде.

Передвижение в воде.

В течение первых месяцев занятий педагог помогает детям спускаться в воду по лестнице, особенно тем, кто этого боится. Примерно со второй половины года дети спускаются самостоятельно под присмотром педагога. Ходьба, бег, прыжки в воде, различные движения руками проводятся на глубине чуть выше колена ребёнка. Постепенно глубина увеличивается до уровня бёдер, пояса, а в конце учебного года — до груди.

В первые месяцы обучения не следует резко увеличивать глубину воды, а также злоупотреблять использованием поддерживающих средств (нарукавники, круги, жилеты).

  • Во-первых, данные средства не гарантируют безопасность неподготовленных к «большой воде» воспитанников.
  • Во-вторых, при их систематическом применении у детей создаётся неправильное представление о поведении тела в воде, её отталкивающей силе. Оказавшись в воде без поддерживающих средств, дети испытывают чувство боязни и неуверенности пребывания в водной среде, что существенно затрудняет процесс обучения.

В первые месяцы занятий в бассейне дети ходят вдоль бортика, приседают, держась за поручень (игровые занятия «Пружинка», «Зашагали ножки» и др.). Педагог при необходимости поддерживает воспитанников, постоянно напоминает о правилах поведения в воде. Дети выполняют движения в разных направлениях, чередуя виды ходьбы, бега и прыжков по сигналу. При этом движения рук произвольные, позволяющие сохранить равновесие. Дети с интересом выполняют следующие игровые занятия: «Журавли» — ходьба с высоким подниманием бедра, «Утята» — ходьба в приседе, «Лягушата» — выпрыгивания из приседа с приземлением на согнутые ноги и с опорой на руки, «Лошадки» — бег с высоким подниманием бедра.

Для более успешного освоения заданий по передвижению в воде можно использовать разнообразные плавательные игрушки.

Например, в игровом занятии «Шарик плывёт по волнам» воспитанники продвигают по воде шарик, выполняя движение рук под водой вперёд и разводя их в стороны. Педагог находится в воде и оказывает страховку, особенно тем детям, которые испытывают страх в водной среде. Все упражнения воспитанники выполняют по показу и словесному объяснению взрослого. Разные виды передвижений являются частью разминки в воде, которую можно проводить как по периметру чаши бассейна, так и вдоль или поперёк, распределив детей по обозначенным дорожкам или по предметным ориентирам.

Дыхание.

В начале учебного года детей знакомят с простейшими упражнениями, подводящими к освоению выдоха в воду. Играя, дети дуют на плавающие по воде игрушки или предметы, стараясь отогнать их подальше (игровые занятия «Кораблик», «Уточка» и т.п.). Присев так, чтобы губы находились на уровне поверхности воды, воспитанники дуют на воду до образования ямочки, как на горячий чай (игровые занятия «Ямочка», «Остуди чай» и др.).

При последовательном выполнении данных упражнений необходимо обращать внимание на силу и длительность выдоха.

Далее воспитанникам предлагают опустить губы в воду и вспенить её при выдохе (игровое занятие «Пена»). Затем, погружаясь в воду до уровня глаз, сделать выдох (игровое занятие «Большие пузыри»). Как и в предыдущих упражнениях, следует обращать внимание на сильный и длительный выдох, на плотно прикрытые губы при погружении в воду. Педагогу необходимо следить, чтобы ребёнок не глотал воду. Только после такой предварительной подготовки можно приступать к выдоху с погружениями в воду всего лица, а потом головы. Продолжительность и сила выдоха контролируется по возникающим на поверхности воды пузырькам.

Погружение.

При обучении воспитанников погружению по шею, соблюдается определённая последовательность.

Сначала детям предлагают помыть руки, плечи, ополоснуть грудь, шею, вымыть лицо, полить воду себе на спину, затем медленно присесть, погрузиться в воду по шею (игровые занятия «Дождик» и «Ручеёк», в процессе которых дети льют на себя воду из детской леечки, бутылочки и др.). Следует приучать их к свободному стеканию воды с лица без прикосновения рук, не стряхивать воду резкими движениями головы, не закрываться руками.

Для того, чтобы подготовить детей к погружению в воду с головой эффективны упражнения в зачерпывании ладонями воды и последующим умыванием лица, смыванием с лица «мыльной пены» (игровое занятие «Водичка, водичка, умой моё личико»). После их освоения дети погружаются до уровня подбородка.

Последующие занятия связаны с непосредственным погружением головы в воду .

В воду опускается часть головы ребёнка — сначала до уровня носа, затем до уровня глаз, после чего в воду погружается всё лицо.

При этом детям нужно наклониться над поверхностью воды, коснуться её носом, опустить лицо в воду (игровое занятие «Помоем носик»). Ни в коем случае нельзя заставлять воспитанников опускать лицо и голову в воду. Данное занятие осваивается в игровой обстановке без принуждения со стороны педагога.

В дальнейшем, чтобы дети полностью погружали голову в воду, им даётся задание поднырнуть под плавающую игрушку, круг или другой предмет (игровое занятие «Пройди под мостиком» и т.п.), достать игрушку со дна бассейна (на более глубоком уровне воды). Короткие погружения дети совершают на задержке дыхания.

Лежание.

Особое место на этапе подготовки детей второй младшей группы к разучиванию элементов техники плавания занимают упражнения, подводящие к умению принимать горизонтальное положение тела в воде.

К ним относятся различные передвижения по дну на руках, вытянув ноги. Детям предлагают передвигаться по дну на руках, перемещаясь вперёд (игровое занятие «Крокодилы»), назад (игровое занятие «Раки»), боком влево и вправо (игровое занятие «Крабы»).

Позже эти упражнения сочетаются с опусканием лица в воду, выдохом в воду, попеременно-ударными движениями ног. Далее дети с помощью педагога и самостоятельно учатся постепенно приподнимать руки ото дна и лежать на груди (игровое занятие «Медуза»). Это занятие выполняется на задержке дыхания, опустив голову в воду. С помощью педагога и поддерживающих средств отдельные воспитанники пытаются лежать и на спине.

При желании ребёнок может отпускать поддерживающее средство и разводить руки в стороны (игровое занятие «Отдыхаем»). Педагогу необходимо напоминать детям про удержание живота на поверхности воды, поддерживать их, помогая ощутить правильное положение тела. Выполнение этих занятий самостоятельно даётся детям 3—4 лет с большим трудом, поэтому педагогу следует терпеливо относиться к освоению детьми сложных заданий.

Скольжение.

Упражнения в скольжении можно начинать разучивать на глубине 40—50 см со второй половины учебного года.

Скольжение на груди не является главной задачей обучения детей младшего дошкольного возраста, но педагогу желательно дать им ощутить продвижение в воде вперёд.

Для этого применяют разные приёмы буксировки.

Например, можно использовать нестандартное физкультурное оборудование «палку-буксировку» для формирования навыка скольжения на груди (игровые занятие «На буксире» и «Покажи пяточки»). Педагог тянет одного или несколько воспитанников, которые держатся двумя руками за палку. Желательно добиваться, чтобы дети старались опустить голову в воду, выпрямили руки и ноги.

При разучивании скольжения лёжа на груди с плавательными средствами педагог слегка поддерживает детей под живот, помогает приподнимать ноги ото дна и держать их вместе (игровое занятие «Стрела»).

В этом упражнении желательно опускать голову в воду, хотя не все дети данного возраста это выполняют. Вместе с тем, педагогу следует сразу напоминать детям о правильном исходном положении при выполнении упражнения (наклон туловища вперёд), не разрешать прыгать на живот, т.к. это не способствует достаточному продвижению вперёд. Важно научить ребёнка плавно опуститься на воду с одновременным толчком обеих ног и скользить вперёд.

Детям младшего дошкольного возраста доступны плавательные движения ног способом «кроль» (игровое занятие «Моторчик»). Упражнения целесообразно начинать разучивать в воде на мелком месте, опираясь на руки сзади, либо лёжа на груди, опираясь на руки спереди. Особенно надо обращать внимание на выпрямление ног в движении.

При разучивании скольжения на спине с плавательными средствами педагог слегка поддерживает детей под спину, напоминает про удержание живота на поверхности воды и про прямые ноги в движении (игровое занятие «Торпеда»). Многократное повторение облегчает формирование правильных движений ног.

Таким образом, раскрытая выше методика обучения физическим упражнениям и играм на воде детей второй младшей группы охватывает первый этап подготовки к разучиванию элементов техники плавания и частично второй этап начального разучивания элементов техники плавания.

Наталья Власенко,
кандидат педагогических наук, руководитель физического воспитания высшей категории

Галина Бережная,
руководитель физического воспитания высшей категории

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector